Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Исповедь и Причастие      Соборование     Молитва     Пост     Война со страстями     Крещение и Миропомазание     Епархия НВК

Почему на отпевании священники надевают белые праздничные одежды?

В белых праздничных облачениях священники и крестят, и отпевают. Это имеет большое символическое значение.  Если крещение — это рождение во Христе, то отпевание — это рождение души в Жизни Вечной. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека и большими праздниками. Белая одежда священников подчеркивает значимость этих событий.

Отмечу, что само чинопоследование отпевания также носит не скорбный, а трогательный и торжественный характер. Отпевание не допускает разрывающего отчаяния и безнадежной скорби.  Вера, Надежда и Любовь — вот основа отпевания.

Символы торжества над смертью содержатся не только в одеждах священника.  Вспомните, что на отпевании люди держат в руках зажженные свечи.  Почему? Потому что свет —  символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, свет – это выражение  светлой любви  к усопшему и теплой молитвы за него. И, конечно,  свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом…

Прежде чем настраиваться на безутешную скорбь по усопшему, давайте вспомним о моменте, когда Христос стоял перед лицом Своей смерти. Он сказал ученикам: «Если бы вы Меня по-настоящему любили, то радовались бы за Меня, ибо Я отхожу к Отцу Своему…».

Представляете? Когда Бог покидает этот мир, Он говорит о радости, которую люди должны испытывать за Него! Может быть, нам стоит попытаться понять эти слова? Может быть,  нам стоит не только услышать, но и понять сердцем следующее высказывание: «Не хочу, чтобы вы были в неведении и чтобы как неимущие веры вы убивались горем…» (Ср.: 1 Фес. 4, 13.)  Почему  апостол призывает  нас «не убиваться горем»? Потому что перед нами не смерть, а начало Вечной Жизни. И об этом мы очень часто забываем во время  похорон и отпевания.

В заключение процитирую еще раз митрополита Антония Сурожского, который сказал:

Мы думаем о смерти всегда как о разлуке. Никогда больше не услышим любимого голоса, никогда не тронем любимого тела, никогда больше не будем жить вместе с человеком той простой жизнью, которая нам так дорога. Но мы забываем, что смерть одновременно является встречей живой души с Живым Богом, вступлением в ту полноту жизни, которая никому не доступна на земле. И вот поэтому сквозь слезы, с раздирающимся от собственной боли сердцем, мы можем радоваться за другого: кончено время борения, страдания, искания, он теперь в другом свете, видит то, что искал, знает, что живет, — жизнь победила. И мы перед гробом таинственно созерцаем величественную встречу Бога и человека, момент, когда завершается весь путь человека, и он приходит домой.

Архимандрит Августин (Пиданов)