Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Исповедь и Причастие.РУ      Соборование.РФ     Молитва.РФ     Пост.РФ     Война со страстями.РФ     Епархия НВК

«Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46)

«Отче, в руки Твои предаю дух Мой»: последнее изречение Господа с креста, передаваемое только евангелистом Лукой. Первые два евангелиста говорят только, что Господь, возопив громко, умер. Евангелист Лука сообщает и самые слова, какими возопил Он к Отцу своему, опуская предшествовавшие изречения. Слова эти — перифраз слов из Псалма 6 «В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины» (Пс. 30:6). В устах Господа они выражают Его единение с Отцом Его небесным.

Епископ Михаил (Лузин)

 

Едва ли не разрушился бы и не уничтожился от страха страдания весь мир, если бы великий Иисус не испустил божественного Духа, сказав: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». Когда все было поколеблено и потрясено, когда все от страха пришло в волнение, затем, при восхождении назад божественного духа, все стало снова одушевленным, оживотворенным и твердым, как будто божественное напряжение почувствовалось во всем и везде и как будто распятие на кресте коснулось всего. О, единое в едином и все во всем! Пусть небеса имеют дух твой, а рай – душу: сегодня, говорит, буду с тобою в раю; а кровь пусть остается на земле. Неделимый разделяется на части, чтобы все спаслось, чтобы самое низкое место не оставалось закрытым для божественного пришествия. Лица Его мы не видели, но голос Его слышали.

Так, еще при жизни, пользуясь царской властью, Он разрешил оковы смерти, когда сказал: «Лазарь! иди вон» (Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. (Ин. 11:43), и: «девица, тебе говорю, встань» (И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. (Мк. 5:41), – чтобы обнаружилась Его могущественная власть, а теперь и всего Себя Он отдал смерти, чтобы умертвить ненасытного зверя, уничтожить оковы, которые нельзя было заполнить.

Для бессмертного тела Он повсюду искал свойственной ему пищи, которая не связывалась бы как-нибудь ни с удовольствием, ни со злобою, ни с непослушанием, ни вообще с древним грехом, первой пищей смерти, потому что, говорится, жало смерти грех (Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. (1 Кор. 15:56). И так как в нем не нашлось ничего, что могло быть пищей для смерти, то она, оставшись сама по себе и лишившись пищи, сама для себя сделалась смертью, как пророчески и объявляли многие из праведных о воскресении первородного из мертвых.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Возгласив громким голосом, Иисус испускает дух. Ибо Он имел власть положить душу Свою и опять принять ее: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин. 10:18). Голос этот и прочие чудеса послужили для сотника поводом к вере. Ибо Иисус умирал не как обыкновенный человек, но как Владыка, и смерть назвал передачей под сохранение, так как Он имел снова принять душу. Это первый голос, коим души наши удостоились свободы, так как их уже не диавол держит, но они предаются Отцу. Ибо до смерти Христовой диавол имел большое право над душами, но с тех пор, как Сын предал дух Свой не в ад, но в руки Отца, содержащиеся в аде получили свободу.

Блаженный Феофилакт Болгарский