Во-первых, кроме собственно дня погребения, желательно, чтобы она не совершалась в те дни, когда по уставу полагается строгий пост. Как уже указывалось, даже молитвенное поминовение усопшего в храме в некоторых случаях ради поста отлагается. Тем более, нисколько не повредит душе его, но только принесет пользу, если, почитая крестные страдания Господа нашего, мы в среду или пятницу почтим и память покойного, — но только молитвой, а угощение перенесем на другой день.
Проявляя подобающую щедрость и гостеприимство, мы должны заботиться о том, чтобы не услаждение гортани и чрева было главной целью собрания гостей, но молитва и духовное поучение. Поэтому угощение не должно быть ухищренным и выходящим за пределы скромности даже и в разрешенные, так называемые скоромные дни.
Сначала собравшимися поется либо панихида за усопшего, либо канон, после него — предобеденная молитва. Трапеза начинается с вкушения кутии, по возможности освященной в церкви. Передают ее по старшинству, и каждый непременно ограждает себя крестным знамением и трижды отведывает кутию с молитвою: Покой, Господи, душу усопшаго раба своего… (имя рек). Не пьют и чая, но медовые или ягодные взвары. В средней России принято ставить на трапезе блины и кисель.
Спиртное на поминальной трапезе недопустимо. Ибо, как учит нас святой Златоуст, «аще твориши винопитием память умершему и сотворяеши званныя упиватися, не избавление от муки душе умершего ходатайствуеши, но приложение огня геенского содеваеши ему».
Избегать нужно не только омрачения вином, но и осуждения, празднословия и всего душевредного в застольных речах. Поэтому лучше всего трапезовать в молчании, когда кто-то один громко, во услышание всем, читает какое-либо соответствующее случаю поучение из святых книг.
По восстании от трапезы молятся сначала за обед и о здравии питающих, а затем поют заупокойную литию, завершая ее поклонами в память умершего.
Поминальные обеды не созываются по самоубийцам и иным грешно и недостойно скончавшимся людям. Напротив, преподобный Феодор Студит советует близким родственникам таких людей в течение 40 дней не есть мяса и при этом усердно творить милостыню, прежде всего из имущества самого погибшего.