Икона изображает одно из чудес Господних: за шесть дней до Пасхи, в которую Господь готовился принять крестную смерть, Он пришел в Вифанию и там чудесно воскресил своего умершего друга Лазаря, тем самым показав свою Божественную силу, дабы прежде страданий и смерти уверить людей в общем воскресении всех умерших. Среди канонических Евангелий описание этого чуда содержится лишь в Евангелии от Иоанна.
Иконография данного образа сложилась в Византии в VI–VII вв. и с тех пор значительных изменений не претерпевала. Иисус изображен у пещеры Лазаря. У его ног Марфа и Мария — сестры Лазаря. Рядом с пещерой иудеи, пришедшие удостовериться в чуде. У пещеры сдвинута прикрывающая ее плита, от запаха «четверодневного» Лазаря близстоящие прикрывают нос платком. Спеленутое тело Лазаря изображено в черном провале пещеры, символизирующем смерть и ад. После своего чудесного воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и, согласно Преданию, был поставлен архиереем одного из городов на Кипре.
Источник: Азбука.ру
Епископ Кассиан (Безобразов), (1892 — 1965), епископ Константинопольской Православной Церкви, епископ Катанский, викарий Западноевропейского экзархата русских приходов. Богослов, экзегет, переводчик Нового Завета.
«Воскрешение Лазаря и Воскресение Христово»
«Смерть преодолевается в Воскресении. Ecли вocкрeшeниe Лазаря дeлoм закрeпляeт учeниe oб Ииcуce Хриcтe, как Началe жизни, заключающee и oбeтoваниe грядущeгo Вocкрeceния, – тo Вocкрeceниe Хриcтoвo, как иcпoлнeниe прooбраза, есть началo нашeгo вocкрeceния».