Внимательное изучение контекста позволяет увериться в том, что Апостол говорит здесь о времени Ветхого Завета, когда человек посредством закона Божия пытался освободиться от закона греха, но добиться этого не мог. Достигается же это освобождение только силою вочеловечившегося Христа. Следовательно, в этих апостольских словах выявляется соотношение ветхозаветного закона с Боговоплощением и показывается, что спасаемся мы не простым соблюдением закона, но только реальным приобщением в нашей личной жизни к плодам Христова Воскресения.
Из приведенного отрывка также видно, что внутренний наш человек, то есть наше умное естество, служит закону Божию, услаждается им, что означает внутреннюю молитву и умное просвещение. И мы хорошо знаем, что умную молитву имели и ветхозаветные праведники. Ведь с помощью закона человек может очиститься от страстей и приобрести непрестанное памятование о Боге.
Но несмотря на то, что наш внутренний человек услаждается законом Божиим, мы чувствуем, что в нашей плоти действует закон греха. Закон греха – это наша тленность и смертность, которая создает благоприятную почву для торжества порока. Ведь болезни, страдания, наступление старости, приближение смерти – все это способствует тому, что наши душевные страсти ищут для себя неестественного выражения, и все это позволяет диаволу вести с нами войну. Именно в противоборстве этому закону греха и заключается мученичество святых. Потому вышеприведенные слова божественного Апостола – это выражение сердечного воздыхания всех праведников Ветхого Завета, которые, находясь во власти смерти, даже с помощью закона не могли получить освобождение: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:24).
Это освобождение совершилось благодаря вочеловечению Христа, благодаря Его страданиям и Воскресению, плоды которых человек может теперь переживать в Церкви – Теле Христовом. Отсюда возникает сердечная нужда непрестанно благодарить Бога. Постепенно человек на опыте познает, что «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим.8:2). То, что не мог сделать закон, совершил Христос, осудив грех и смерть в Своей плоти (Рим.8:3). Так человек становится и именуется духовным.
Митрополит Иерофей (Влахос)