Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Исповедь и Причастие.РУ      Соборование.РФ     Молитва.РФ     Пост.РФ     Война со страстями.РФ     Епархия НВК

ЕПИСКОП ПЕТР (ЕКАТЕРИНОВСКИЙ) «НАСТАВЛЕНИЯ В БОЛЕЗНИ И ПРЕДСМЕРТНОЕ ВРЕМЯ»

Епископ Петр (Екатериновский)

По словам Апостола (Рим. 5:12), одним человеком грех вошел в мир, а через грех, как необходимое, естественное следствие его, вошла в мир и смерть с полчищем разных болезней, предшествующих ей. Болезни, как бич Божий, поражают всякого человека, кого более, кого менее жестоко; иные болезни бывают так жестоки, что расслабляя тело, расстраивают и душу, делают жизнь тягостною и передают царице ужасов – смерти, которая приводит в трепет всякого, даже твердого духом.

Потому наш долг знать, как вести себя во время болезни, чтобы облегчить ее жестокость, пользоваться ею во благо души, и что нужно делать, чтобы не бояться смерти чрезмерно и встретить ее без большого смущения.

Больной должен исполнять во время болезни некоторые особенные обязанности в отношении: 1) к Богу, 2) к другим и 3) к себе.

1. Больной:

а) должен всякую болезнь принимать как посланное от Бога воздаяние за грехи, как врачевство душевной болезни, как средство к очищению, укреплению, усовершению добродетели, и потому должен переносить с покорностью воле Божией, смирением, сознанием своих грехов, раскаянием в них, с благодарностью за отеческое вразумление – с целью исправления и спасения души.

б) Пользуясь медицинскими средствами для восстановления телесного здоровья, не надобно иметь настойчивое желание, чтобы непременно и скоро последовало выздоровление, и надежду исцеления надобно возлагать не на лекарства, а на Бога, Который и лекарствам дает силу целебную, и управляет ходом болезни. Потому, возлагая надежду на одного Бога, надобно всецело предаться воле Божией во всем, что и как ни стал бы делать с нами благий Бог, Который все делает к нашей пользе, лучше знает, продлить ли болезнь для пользы души, или исцелить нас.

в) Так как во время болезни самолюбие и страсти ослабевают, голос совести становится яснее, слышнее, душевные чувства трезвее, разум чище, больной лучше может обсудить ничтожество чувственных удовольствий, которые в здоровом состоянии обольщают, привлекают к себе, лучше может почувствовать гнусность грехов; в болезни полезно чаще размышлять об этом, предпринять благие намерения и утвердиться в решимости – оставить греховные желания, вести лучшую жизнь.

г) В случае поправления здоровья надобно благодарить Бога, как подателя жизни и здоровья; благие намерения, предпринятые во время болезни, надобно решительнее проводить в исполнение и преуспевать в добродетелях.

2. По отношению к другим:

а) больной должен остерегаться, чтобы родных, знакомых, врачей, служителей не оскорблять нетерпеливостью, ропотом, упрямством, капризами, жалобами, сварливостью;

б) напротив, надобно быть терпеливым, кротким, покорным, благодарным за услуги;

в) также и по отношению ко всем чужим, даже к людям неприятным и врагам надобно показывать благосклонность, приветливость, христианскую любовь;

г) и, таким образом, быть для всех добрым примером.

3. По отношению к себе:

а) больной не должен пренебрегать приличными медицинскими средствами поправить здоровье, но не должен предаваться и беспокойной заботливости усиленно возвратить здоровье;

б) а прежде и больше всего надобно позаботиться об уврачевании души от нравственных недугов, о вечном спасении души, не откладывать этого до будущего времени;

в) не предаваться нетерпеливости, малодушию, страху смерти, отчаянию, стонам, ропоту, потому что это только увеличивает жестокость болезни, но сохранять и показывать благодушие, которое можно поддерживать, например, назидательными разговорами, особенно молитвою о том, чтобы Бог облегчил страдание или дал терпение переносить жестокость болезни и даровал исцеление, если это Ему угодно и больному полезно; утешать себя размышлением о том, с какою целью Бог попускает болезни, какая от них польза для страдальцев, которые разумно переносят их.

Неостаточно делать приготовление – это только, когда уже наступает или угрожает смерть; но во всю жизнь постоянно надобно готовиться к мирной кончине. Приготовление может быть отдаленное и ближайшее.

Приготовление к смерти отдаленное

Вся жизнь, как бы один день, и притом последний, должна быть постоянным, заботливым приготовлением к смерти. Для этого нужно: 1) с одной стороны, устранить препятствия, 2) с другой – употреблять средства к спокойной смерти.

1) Препятствия к спокойной смерти, которые тщательно надобно устранять, преимущественно следующие:

а) греховная жизнь, откладывание покаяния и исправления до другого времени;

б) забвение о смерти, желание и надежда на продолжительную жизнь без намерения и старания преуспевать в благочестии;

в) чрезмерный страх болезни и смерти;

г) безрассудная надежда на милосердие Божие и на некоторые свои добрые дела, с забвением о правосудии Божием, или, напротив,

д) чрезмерное смущение духа, страх правосудия Божия и будущих мучений.

2) Пособиями к спокойной смерти могут быть:

а) заботливость о сохранении чистоты и спокойствие совести, исправление всех недостатков и слабостей, образование доброго характера;

б) постоянная память и частое размышление о смерти, которая верно придет, только неизвестно когда; частое раздумье о суетности земных благ, об опасностях и бедствиях настоящей жизни, о превосходстве наград и радостей в будущей жизни;

в) о беспредельной благости Божией к людям, желание соединиться с Богом Иисусом Христом, надежда на получение вечного блаженства по благости Божией и по заслугам Спасителя;

г) постоянное, деятельное старание преуспевать на лучшее в жизни, непрерывное бодрствование и ожидание смерти, при котором надобно жить так, чтобы всякий день считать последним, или чтобы спокойно, бестрепетно было встретить смерть в каждый день.

3) Спаситель часто поучал бдительности на страже спасения притчами: о рабах, внезапно позванных отдать отчет господину, о рабах, ожидающих прихода господина с брачного пира, о 10 девах, ожидавших прихода жениха, о нечаянном приходе вора (Мф. 25:1–13, 19Лк. 12:26–40, 16:2 и сл. Мф. 24:42–51), побуждал быть всегда готовыми во всякой день и час встретить Господа с приходом смерти. Для этого надобно:

а) Чаще спрашивать свою совесть, чиста ли, спокойна ли она, так, чтобы не страшно было встретить смерть.

б) Впрочем для этой цели недостаточно избегать только тяжких грехов, не сознавая за собою малых грехопадений. Этим еще не оправдается человек пред Богом; но надобно чаще сокрушением очищать сердце от страстей, возгревать в нем любовь: чаще исповедываться и причащаться св. Тайн Христовых с таким расположением, с каким желали бы принять эти таинства в последние минуты жизни, чтобы усвоить себе крестные заслуги Иисуса Христа и верою в них утверждать в себе надежду на милосердие Божие, по которому Бог ради заслуг возлюбленного Сына Своего прощает и великих грешников, удостоивает Царства Небесного.

в) Надобно ежедневно отходить ко сну с такою мыслию, что, может быть, придется встать от сна уже не в этой, а в другой жизни. Потому надобно ложиться в постель, как в гроб или могилу, с усердною молитвою к Богу.

Короче сказать: г) что желал бы ты и должен делать во время самой смерти, то делай заранее. Потому надобно чаще спрашивать себя: если ты умрешь в этот день, в эту ночь, то как ты явишься пред праведным Судиею-Богом?

Кто таким образом бодрствует на страже своего спасения и старается вести благочестную жизнь, то хотя бы Господь послал ему и внезапную смерть, она найдет его не неготовым; и потому скоропостижную смерть нельзя еще считать злою, несчастною, когда предшествовала ей добрая жизнь.

Приготовление к смерти ближайшее

Когда Господь тяжкою болезнию или быстрым упадком сил предвещает скорую смерть, то с особенным усердием надобно готовиться к ней следующим или подобным образом:

1) Больной пусть попросит медика и родных, чтобы заблаговременно известили его об опасности смерти, чтобы заранее, пока еще не вовсе ослабели душевные силы и самосознание еще не помрачилось от жестокости страданий, можно было с спокойным духом исповедаться в грехах, лучше очистить свою совесть, причаститься св. Христовых Тайн, даже принять таинство елеосвящения и потом с умиротворенным духом всецело предаться воле Божией.

Да и не один раз в течение длительной болезни надобно исповедаться и приобщиться; до последних минут жизни не следует откладывать это; потому что в это время от жестокости болезни и страха смерти, и Суда Божия вся душа бывает возмущена, расслаблена, даже и сознание часто помрачается, и человек становится вовсе неспособным принести покаяние, исповедать свои грехи, и с благоговейными чувствами приобщиться. Оттого многие в бессознательном состоянии и помирали, без напутствия св. Таинствами.

2) Заранее надобно устроить свои домашние дела, составить духовное завещание касательно имущества; со всеми примириться, простить даже врагов лично, или, если неудобно, то простить заочно, от сердца отпустив им вину их. И потом уже ни о чем земном не заботиться, а думать только о том, как встретить смерть и предстать на суд Божий.

3) Пред смертию диавол с особенною злобою нападает с искушениями, наводит уныние, колеблет веру, надежду и любовь к Богу, смущает душу напоминанием прежних грехов, сомнением в милосердии Божием, страхом осуждения на вечное мучение, старается довести до отчаяния – этой смерти души.

В это время больной с особенным усердием должен молить Бога, чтобы Он укрепил его веру, надежду, любовь к Нему, не попустил врагу отягощать его искушениями, подавлять унынием, смущать сомнением, страхом. Для утешения и укрепления души полезно почасту заниматься беседою с благочестивыми людьми, чтением или слушанием утешительных мест св. Писания, каких много в Псалмах (Напр. Пс. 6:6, 17:5–6, 21:16, 24:1, 26:13, 30:6, 31:10, 37:2, 40:2–5, 41:2–12, 42:5, 49:3–7, 50:3–21, 61:2–3, 62:7–12, 68:15–37, 72:1, 76:3–5, 83:7,11, 93:12–23, 101:2–8, 114:3–9Пс. 117Пс. 118Пс. 142:7–11 и другие). Особенно утешительна для умирающего прощальная беседа Спасителя с учениками: Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В дому Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду, и приготовлю вам место; приду опять, и возму вас к Себе, чтобы и вы были там, где Я… и проч. (Ин. 14–17 гл.).

Полезно чаще прочитывать канон на исход души (в требнике) и канон молебный к Пресвятой Богородице на исповедание грешника, Параклисис Богородице, службу по вся дни и другие умилительные каноны. Когда враг наводит смущение напоминанием сделанных грехов, страхом Суда Божия и наказания за них, представлением строгости Божией хочет довести до отчаяния, то надобно ободрять себя размышлением о беспредельном милосердии Божием к людям, по которому Он хочет всех спасти, даже с клятвою уверяет, что Он не хочет смерти, погибели грешников, но чтобы они обратились от пути нечестия и были живы, наследовали спасение (Иез. 33:11).

Это желание Свое и любовь к людям Бог доказал тем, что возлюбленного Сына Своего послал в мир грешников спасти (Ин. 3:16), даже предал Его на страдание и смерть, чтобы этим искупить верующих в Него от греха и вечной погибели.

Апостол, изображая величие любви Божией к людям, говорит: Из людей едва ли кто умрет и за праведника: разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему, тем более ныне, будучи оправданы кровию Его, спасемся им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его; то тем более примирившись, спасемся жизнию Его (Рим. 5:7–10).

Ради бесценных заслуг послушания, страданий, смерти и ходатайства Иисуса Христа, Бог прощает верующим в Него все грехи, и теперь по верованию Церкви (в 4 и 7 молитве к причащ.) нет греха, побеждающего милосердие Божие, лишь бы только сам человек не закосневал в грехах, покаялся, решился оставить их, почувствовал отвращение от них, смиренно просил прощения.

И когда пред священником исповедует свои грехи и получит разрешение в них, то и Бог простит ему их. В этом нельзя сомневаться. Спаситель говорил Своим Апостолам, а в лице их и преемникам их: Приимите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:23). Кому разрешите грехи на земле, тому будут разрешены и на небе (Мф. 18:18).

Спаситель не обманывает, когда уверяет в этом; по Его уверению скорее могут прейти (поколебаться) небо и земля, а слова Его не останутся без исполнения (Мф. 24:35).

И Апостол Иоанн говорит: Если исповедуем грехи наши, то Бог, будучи верен Своим словам и праведен, простит нам грехи наши, и очистит нас от всякой неправды (1Ин. 1:9). А если Сам Бог за нас, то кто против нас?

Если Бог дал нам большее, – предал Сына Своего за всех нас, то как с Ним не дарует нам меньшего, – прощения грехов и царства небесного? Кто может обвинить избранных Божиих, когда Бог оправдывает их? Кто может осудить, когда Иисус Христос умер, но и воскрес; Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Рим. 8:31–34) для нашего оправдания и спасения?

И великие подвижники благочестия, приближаясь к смерти, боялись. Но событие показало, что они Богом оправданы, прославлены в царстве небесном. Хотя мы и не совершили подобных им подвигов, но Бог и не требует их от всех. Он требует сердца сокрушенного, смиренного, покорного, преданного Ему (Ис. 66:22), или смирения, отвращения от грехов, любви к Нему и добродетели.

Даже и судить будет Бог не за то, что мы грешили: потому что это свойственно бренной, немощной, растленной природе человеческой; но будет судить за нераскаянность в грехах.

Св. Исаак Сириянин говорит: Не тогда будем печалиться, когда поползнемся в чем-нибудь, но когда закосневаем в том же; потому что поползновение бывает часто и с совершенными, а закосневать в том же – есть совершенное омертвение. Печаль, какую чувствуем при своих поползновениях, вменяется нам благодатию вместо чистого делания.

Кто в надежде на покаяние поползнется вторично, тот лукаво поступает с Богом; неведомо нападает на него смерть, и не достигает он времени, в которое надеялся исполнить дела добродетели. Если мы не можем уже совершить каких-либо подвигов или загладить свои грехи, то можем поскорбеть о грехах, смириться пред Богом; а смирение, по словам св. Отца Исаака Сириянина, может одно, без добрых дел, спасти нас.

«Знай, – говорит он, – устоять (против искушений бесовских) не твое и не добродетели твоей дело, а совершит это благодать, которая носит тебя на дланях руки своей, чтобы ты не приходил в боязнь. Плачь, проливай слезы и припадай (к Богу) при воспоминании о своих грехопадениях во время попущения, чтобы избавиться тебе этим и приобрести чрез это смирение (самоуничижение, окаявание себя).

Впрочем не отчаивайся, и в помыслах смирения умилостивлением сделай простительными грехи свои. Смирение и без дел многие прегрешения делает простительными. Напротив того, без смирения и дела бесполезны, даже уготовляют нам много худого (т.е. могут вести к самомнению, тщеславию, гордости).

Смирением сделай беззакония твои простительными. Оно может сокрушить крепость многих грехов. Для приобретения его потребно непрестанно печалиться мыслию (уничижать себя пред Богом и людьми, считать себя грешнее, хуже всех). И если приобретем оное, то оно сделает нас сынами Божиими и без добрых дел представит Богу; а без смирения напрасны все дела наши и всякие добродетели.

Бог хочет изменения в мыслях. Мысль делает нас и лучшими, и непотребными. Ее одной достаточно, чтобы нас бесмощных поставить пред Богом, и она же говорит за нас».

Св. Отец, авва Дорофей, говорит: Смирение одно привлекает в душу благодать Божию. Оно одно покрывает душу от всякой страсти и от всякого искушения. Смирение и одно (без подвигов) может ввести нас в царство Божие, но только медленно, как говорит Псалмопевец: Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя (Пс. 24:18).

Итак, смиримся немного и мы, и спасемся. Если мы, как немощные, не можем трудиться, то постараемся смириться (т.е. сознать слабости, недостатки, свою греховность, виновность пред Богом, просить Его милости, помощи, считать себя грешниками, недостойными даров счастия, ставить себя хуже всех людей); и, веруя в милость Божию, что и за то малое, совершаемое нами с смирением, будем и мы в местах святых, много потрудившихся и работавших Богу.

Пусть мы немощны и не можем трудиться, но неужели не можем и смириться? Смиримся, и спасет нас Господь, как говорил Псалмопевец: Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне (Пс. 114:6).

Источник: Епископ Петр (Екатериновский) «Наставление и утешение в болезни и предсмертное время»