Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Исповедь и Причастие.РУ      Соборование.РФ     Молитва.РФ     Пост.РФ     Война со страстями.РФ     Крещение и Миропомазание.РФ     Епархия НВК

Добродетель

Добродетель есть определенный святым и благим Богом образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра.

Добродетели проявляются как в добрых делах человека, так и в добром расположении его души, которым обусловлены добрые дела. Кратко можно сказать, что добродетель – это добро, вошедшее в привычку.

«Дела – это единичные, в этот час и в этом месте действия, а расположения означают постоянные настроения сердца, коими определяется характер и нрав человека, и откуда исходят его наибольшие желания и направления его дел. Добрые из них называются добродетелями» (св. Феофан Затворник).

Христианские добродетели также называют евангельскими добродетелями или евангельскими заповедями, поскольку они изложены в Евангелии. Все христианские добродетели заключены в исполнении двух наиглавнейших заповедей – любви к Богу всем сердцем и разумением, и к ближнему как самому себе.

Христианские добродетели не свойственны человеку после грехопадения. Христианские добродетели не могут быть порождены одним действием ветхого человека, подверженного влиянию греховных страстей. Для человека после грехопадения христианские добродетели являются вышеестественными, ибо они не исполнимы одними усилиями его естества. Христианские добродетели – удел нового человека, то есть человека, обновленного благодатью Святого Духа. Они рождаются от причастия Высшему Добру и Благу – Всесвятому Богу. Они не принадлежат ветхой человеческой природе, пораженной греховными страстями. Они принадлежат природе, обновленной и преображенной благодатью.

По мнению св. Иоанна Лествичника, есть добродетели природные, дарованные Богом всем (милостыня, ибо и язычники сострадательны, любовь, ибо и животные проливают слезы, вера, надежда) и добродетели выше естества (чистота, безгневие, смиренномудрие, молитва, умиление).
Разделение добродетелей на душевные и телесные описывает св. Ефрем Сирин. К добродетелям душевным он относит мужество, благоразумие, целомудрие, справедливость, от которых рождаются вера, надежда, любовь, смирение, кротость, великодушие, терпение, доброта, простота, правдолюбие, свобода, сострадательность, милосердие, щедрость, почтительность, благоговение. Телесные добродетели – это воздержание, пост, бдение и другие аскетические подвиги.

Источник