На земле мера покаяния — это смерть. До самой смерти, до последней минуты, до исшествия души из тела нужно приносить покаяние, считать себя грешным. Преподобный Марк Фраческий 90 с лишним лет провел в пустыне, мог и горы передвигать. Как-то, беседуя с одним подвижником, он сказал: «Если будешь иметь веру, что эта гора двинется, она двинется». И гора на самом деле двинулась. Тогда прп. Марк сказал горе: «Я не тебе говорю, встань на место». Гора встала на место. И вот такой человек был задержан на мытарствах за то, что однажды допустил помысл, будто он уже чего-то достиг, стал праведным. Из-за этого он два часа стоял на мытарствах и не мог пройти дальше.
Если праведные едва спасаются, то грешные где явятся? Поэтому мы должны постоянно приносить покаяние, не веря никаким помыслам о том, что мы спаслись и стали праведниками, не веря похвалам. Верить можно только Евангелию, которое говорит: «Покайтесь» (Мк. 1, 15),— и это самое главное.
А за гробом покаяния уже нет. Если человек попал в ад, он может сожалеть о прожитой жизни, но покаяние там уже не помогает, там помогают только милостыня и молитвы оставшихся на земле. Причем в этом тоже мудрость Церкви: человека жестокого, злого, гордого любить никто не будет, и молиться за него никто не будет, а если человек имел добрые качества, то наверняка найдется какая-нибудь добрая христианская душа, которая будет поминать его в своих молитвах. И за эти молитвы душа грешника может быть даже выведена из ада, и после Страшного Суда он может быть помилован Христом. А если человек попал в рай, то это означает, что он действительно принес покаяние, и после Страшного Суда его участь перемениться к худшему не может.
Итак, на земле меры покаяния нет, а за гробом покаяния уже нет, поэтому спешите делать добро, спешите приносить покаяние, спешите трудиться здесь, в этой жизни.
Игумен Сергий (Рыбко)