Первое понятие – смерть телесная как следствие нашей греховной природы. Вообще Господь не сотворил смерть. Смерть явилась следствием того, что произошло в раю тогда, когда люди захотели жить без Бога. Вот эта смерть, в принципе, для нас, верующих, не является чем-то страшным, безысходным. Потому что смерть, как говорит апостол Павел, – это приобретение. Не потеря, а приобретение: из худшего мы переходим в лучшее. То есть смерть – это прежде всего переход, если мы понимаем его как материальный, физиологический, когда заканчиваются все жизненные процессы.
А второе понятие смерти – это смерть души, и вот это намного страшнее. Когда человек ведет греховный образ жизни, он, так или иначе, соприкасается с постепенным умиранием своей души, человек становится неспособным видеть эту жизнь так, как нужно ее видеть. Происходит очерствение сердца, сердце становится неспособным на то, чтобы дарить любовь в этом мире, быть добрым, отзывчивым.
Игумен Филарет (Пряшников)