Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Исповедь и Причастие.РУ      Соборование.РФ     Молитва.РФ     Пост.РФ     Война со страстями.РФ     Епархия НВК

Архимандрит Василий (Бакояннис) «Бог не сотворил смерти»

Бог не сотворил смерти (Прем.1:13). Бог создал человека для нетления (Прем.2:23). Господь сотворил человека не для того, чтобы он умер, но, чтобы жил вечно. Но с одним условием – чтобы он почтил заповедь Божию: От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт.2:16–17).

Слова «смертью умрешь» были не приговором Божиим человеку, а предвидением, пророчеством, как естественный плод преслушания (Свт. Григорий Палама. с. 150, 1157–1160).

Отец, когда говорит своему сыну: «если выпьешь яд, то умрёшь», говорит это не для того, чтобы наказать его, но, чтобы спасти. И именно потому, что он его любит, иначе бы промолчал. Так и Бог: поскольку Он любил Адама и желал ему добра, Он предупредил его, чтобы не ел плодов этого дерева и не умер (Свт. Иоанн Златоуст, с. 53, 221 А).

Но они съели и по логике вещей должны были умереть, потому что Бог сказал им: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт.2:17). И хотя телесно они не умерли в тот же день, однако умерли духовно. Они отошли от Бога, имя Которому – Жизнь (Ин.11:25).

Это отпадение от Жизни стало для них духовной смертью. «Потому что Бог – жизнь, а лишение жизни – смерть» (Свт. Василий Великий. Творения, ч. 4. Беседы, 9. 0 том, что Бог не виновник зла. с. 31, 345 [С. 155]).

Эта духовная смерть, это отлучение от Бога повлекло за собой и телесное тление, а затем и телесную смерть. Как виновником духовной смерти был не Бог, а человек, так и в смерти тела виновен не Бог. «Не Бог сотворил смерть, но мы сами навлекли её на себя лукавым соизволением».

Разумеется, Бог мог бы помешать злу, чтобы человек не умер ни духовно, ни телесно, но Он не сделал этого. Причём для его же пользы! С одной стороны, для того, чтобы человек, увидев тление и смерть, пришёл в себя, осмыслил это философски и опомнился, и затем помнил о своём падении. С другой же стороны – чтобы это тление не пребывало в нём вечно: «Бог не воспрепятствовал нашему разрушению…, чтобы и самого недуга не сохранить в нас бессмертным» (там же).

Источник: Архимандрит Василий (Бакояннис) «Бог не сотворил смерти» из книги «Таинство исповеди и жизнь после смерти по учению святых отцов» (по материалам сайта Азбука.ру)